История организации Хабаровской краевой заочной физико-математической школы

Хабаровская краевая заочная физико-математическая школа начала работу с 1997 года. Она была создана по предложению ведущих специалистов Хабаровского края в области математики, физики и информатики, сотрудников комитета общего образования администрации Хабаровского края и Хабаровского краевого центра технического творчества (В.А. Казинец, И.В. Карпова, А.М. Король, В.И. Крылов, Г.С. Лукина, В.Ф. Макуха, А.В. Мендель, В.В. Мендель, А.Е. Поличка, В.В. Потопахин, Н.Г. Флейдер), с учетом опыта работы краевых летних физико-математических школ, а также, опыта широко известных в стране заочных физико-математических школ (при МФТИ, МГУ, НГУ и др.). В апреле 1997 года главой администрации Хабаровского края было принято постановление об открытии школы и утверждено положение.

Согласно этому положению:

1.1. Хабаровская краевая заочная физико-математическая школа представляет собой
комплекс постоянно действующих образовательных программ
дополнительного общего образования
по предметам физико-математического цикла
и организуется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации
«Об образовании» в части удовлетворения образовательных потребностей личности,
общества и государства.

1.2. Основными целями деятельности школы являются:

  • реализация программ дополнительного образования школьников по предметам физико-математического цикла;
  • предоставление учащимся учреждений общего образования Хабаровского края дополнительных возможностей для освоения курсов математики, физики и информатики по программам классов с углубленным изучением этих предметов, подготовки к предметным олимпиадам школьников различного уровня;
  • создание условий для повышения конкурентоспособности выпускников сельских общеобразовательных учреждений при вступительных испытаниях в учреждениях профессионального образования;
  • создание условий для повышения квалификации и педагогического мастерства педагогов, работающих со способными и одаренными детьми, проявившими интерес к предметам физико-математического цикла;
  • организация внеурочной занятости школьников; содействие оздоровлению учащихся в летнее время на основе сочетания обучения и активных форм отдыха.

Для координации работы школы по различным направлениям математики, физики и информатики и разработки программ дополнительного образования, был создан научно-методический совет, куда вошли ведущие специалисты края (преподаватели вузов, научные работники, учителя, методисты).

Первые заочные сессии школы проводились в традиционной форме – путем пересылки методических рекомендации и заданий для учащихся по почте. Однако такой вариант оказался неудобен из-за большой территории края, высокой трудоемкости обработки почтовых отправлений, крупных почтовых расходов. Кроме того, ввиду значительной удаленности и нестабильно работающей почтовой связи, возникли проблемы с обеспечением учащихся из ряда территорий методическими рекомендациями и контрольными заданиями.

Для решения этих проблем в 1998 году была предложена новая форма организации школы – на базе созданного краевого учебно-методического журнала для школьников «Математика, информатика, физика – школьникам Хабаровского края». Журнал издается и свободно распространялся по подписке на всей территории края, в нем публикуются статьи, методические рекомендации и контрольные работы для участников школы.

Для того чтобы стать участником школы, достаточно направить заявление о зачислении, и высылать в адрес школы решения контрольных работ, опубликованных в журнале. При этом индивидуальная подписка на журнал не является обязательным условием. Доступ школьников к материалам журнала в большинстве случаев организован через школьные библиотеки или посредством коллективной подписки. Концепция физико-математической школы позволяет школьникам включиться в работу школы на любом этапе.

Дальнейшая практика показала, что именно такая форма организации заочной школы в условиях больших расстояний и неразвитости средств электронных коммуникаций – наиболее эффективная.

С целью стимулирования самостоятельной работы участников школы, а также для дальнейшего развития ребят, показавших высокие результаты, в летний период проводятся очные сессии в форме летних школ на базе загородных оздоровительных лагерей, предполагающие сочетание обучения с организацией активных форм отдыха и оздоровления. Для участия в летних школах приглашаются учащиеся, показавшие хорошую работу в течение года, а также участники и призеры городских (районных) и краевых предметных олимпиад по согласованию с муниципальными органами управления образованием. Для работы с учащимися в этот период приглашаются ведущие специалисты вузов и других образовательных учреждений Хабаровского края.

В 2004 году постановлением Председателя Правительства России
группа педагогов и сотрудников министерства образования Хабаровского края
удостоена Премии Правительства России в области образования
за 2003 год за инновационную научно-практическую разработку
«Региональная модель дистанционного физико-математического образования школьников на основе реализации образовательных программ дополнительного образования детей в Хабаровской краевой заочной физико-математической школе».